Тел/факс +7 (495) 676-71-67 | E-mail elevatorstroy@mail.ru

МенюМеню
/ / Лифт для пожарных
Лифт для пожарных

Лифт для пожарных

Лифты для транспортировки пожарных подразделений имеют аббревиатуру ЛТПП. Они необходимы для того, чтобы быстро и безопасно перемещать бригады пожарных между этажами в высотных строениях. Также применяются для оперативной эвакуации пострадавших при возгорании.

Особенности монтажа в зданиях

К процессу установки, так же, как и к отдельным деталям лифта, устанавливаются высокие требования, ведь от слаженной работы этого механизма зависит жизнь как обычных людей, так и самих спасателей.

Что такое пожарные отсеки?

Когда здание делится на пожарные отсеки, в каждой его части должен быть ЛТПП. Пожарный отсек представляет собой часть здания, выделенную противопожарными стенами либо перекрытиями с определенными границами устойчивости конструкции к пламени. Благодаря установленным пределам огонь не распространяется за границы конструкции. Чтобы выделить пожарные отсеки, используют противопожарные стены первого типа.

В каких случаях нужна установка?

Монтируют такие подъемники:

  • во время строительства объектов;
  • при реконструкции готовых строений;
  • если необходимо заменить существующий пожарный лифт, который выработал свой ресурс.

Правила, которые нужно учитывать

Когда при строительстве лифтовых шахт используются стальные элементы, нужно обеспечить качественную их огнезащиту, которая соответствует установленным законодательством нормам.

ЛТПП обычно не соединяет уровни здания, находящиеся над землей и под землей. Допускается, чтобы подъемник делал две остановки на подземном уровне, в том числе в цокольном помещении и в наземных частях постройки. Если же в объекте предусмотрено 3 и более уровня под землей, нужно установить отдельный пожарный подъемник, который будет останавливаться на каждой отметке.

Самостоятельная приточная вентиляция должна быть не только в шахтах, но и в тамбурах или холлах подземных этажей. Такие вентиляционные системы будут отвечать за создание избыточного давления воздуха, который вытесняет дым наружу, в случае возгорания.

Если в здании установлены стационарные системы для тушения пожара с помощью тонкораспыленной воды, то монтировать спринклерные или дренчерные оросители в холлах, тамбурах ЛТПП и прямо передними на этаже не позволяется.

Прежде чем начать монтаж нужно изучить пути, по которым будут двигаться спасательные бригады, прибывающие на место, где возникло возгорание. Расположение пожарного лифта должно позволять команде легко попасть в него с любых точек здания.

Регламент монтажных работ указан в ГОСТ 53296–2009 и указывает требования, которым должен соответствовать ЛТПП во время установки. Все нюансы этого документа учитывают мастера, выполняя свою работу.

Холл главного этажа должен быть оснащен специальной нишей либо металлическим шкафом, в котором располагают переносную лестницу. Он находится близко ко входу в лифтовую кабину. Металлическая дверь ниши закрывается на ключ, который позволяет перевести подъемник в режим транспортировки спасательного расчета.

Почему установка пожарных лифтов необходима?

На это есть как минимум 2 причины:

  1. Монтаж таких инженерных систем обязателен, согласно нормативным требованиям.
  2. При использовании ЛТПП можно сэкономить время и силы спасателей при проведении разведывательных операций, тушения возгорания. А это повысит шансы оперативно ликвидировать пожар и спасти как можно больше людей.

И все же пожарные подъемники используются не всегда. Во-первых, это связано с правильностью обслуживания системы. Мало лишь установить оборудование, согласно всем правилам и документации, нужно также позаботиться о регулярном техобслуживании, ответственной эксплуатации и взаимодействию с инженерами и работниками МЧС.

Во-вторых, многие слышали о печальных результатах использования данных подъемных механизмов, поэтому, чтобы не рисковать, предпочитают пользоваться обычными лифтами.

Где устанавливается?

При чрезвычайных ситуациях обычный лифт использовать невозможно, ведь он имеет невысокую грузоподъемность, а также неустойчив к влажности и огню. Поэтому монтируют пожарные подъемники, которые выдерживают нагрузку в 630 кг.

Такие установки можно найти:

  • в многоквартирных домах, высота которых составляет минимум 45 метров;
  • в медицинских учреждениях высотой от 5 м;
  • в детских образовательных центрах;
  • в домах престарелых;
  • учреждениях, предназначенных для инвалидов;
  • в зданиях общественного типа, высота которых составляет более 28 м.

Устанавливают подъемники в специально выделенном холле или же рядом с пассажирской кабиной. Они могут объединяться в группы, имеющие единое управление. Особенностью данного оборудования является возможность работы в 2-х режимах:

  1. Пассажирском (при отсутствии возгорания).
  2. Пожарном (режим начинает действовать либо автоматически, либо с помощью переключателя).

Монтаж лифта требует обязательного изучения пути движения команд спасателей, которые прибывают на место в случае ЧС. Кабина должна располагаться в таком месте, чтобы обеспечить прямой доступ во все части здания.

Отличия от пассажирского варианта

Данное подъемное оборудование имеет высокую огнестойкость. Кабина, шахта, лифтовые холлы — все сделано из высококачественных негорючих материалов. Важной задачей является не допустить попадания угарного газа внутрь шахты и кабины, ведь в противном случае люди могут оказаться в ловушке и задохнуться от дыма. Для этого используется специальная система дымо- и газонепроницаемости, а также механизм дымоудаления.

В случае поломки подъемного оборудования, в кабине предусматривается люк, позволяющий попасть в шахту, а также вертикальная лестница. Кроме того, внутри устанавливается переговорное устройство, дающее возможность связаться с основным посадочным этажом и штабом.

Размеры и грузоподъемность пожарных лифтов намного больше, чем обычных, ведь изначально не ясно, сколько людей нужно эвакуировать, смогут ли они передвигаться самостоятельно. Пострадавшие могут быть на инвалидных креслах и на носилках.

При чрезвычайной ситуации ЛТПП работает в 2-х режимах:

  1. Пожарная опасность. Система управления функционирует по установленной последовательности действий. При возгорании кабина в принудительном порядке перемещается на основной посадочный этаж, невозможно управлять из кабины, а также не действуют попутные вызовы с других этажей.
  2. Перевозка пожарных подразделений. Система управления работает для транспортировки спасательных бригад. Выполняются лишь те команды управления, которые подаются пожарными из кабины.

Технические характеристики

Согласно имеющимся ГОСТам, размеры пожарного лифта составляют 1,1х2,1 метра и больше. Минимальная ширина двери равна 0,8 м. Хотя для жилых построек допустима грузоподъемность в 630 кг, для установок в общественных сооружениях и на производственных объектах минимальный показатель составляет 1000 кг. Минимальную скорость перемещения кабины можно определить по форму Н/60, где Н — это высота, на которую поднимается лифт в строении.

ЛТПП должны производиться из надежных негорючих материалов, ведь от этого в будущем может зависеть жизнь людей. Они — неотъемлемая часть любого высотного здания.

Требования, которым соответствуют ЛТПП

Лифты для пожарных подразделений должны соответствовать межгосударственным и национальным стандартам, касающимся всех видов подъемников, имеющих кнопочное управление. Это ГОСТы 28911 и Р 52382.

Согласно национальному стандарту ГОСТ Р 53296, введенному более 10-ти лет назад, установки подобного типа должны отвечать определенным правилам, касающимся особенности конструкции:

  1. Пожарные бригады должны иметь доступ к каждому наземному этажу объекта. Для этого необходим хотя бы один специализированный лифт.
  2. Подъемники размещают в таких местах, чтобы был свободный подход к ним, а также возможность беспрепятственно попасть во все помещения на этаже.
  3. Оборудованием нужно пользоваться в обычное время для перевозки людей или грузов.
  4. Недалеко от специализированного подъемного механизма предусматривают выход на лестничную клетку для эвакуации.
  5. Двери из кабины оснащаются автоматическим режимом открытия. Они имеют горизонтально-раздвижное центральное либо боковое открытие. Работают несмотря на скапливание избыточного давления в шахте, которое появляется в результате действия противодымной приточной вентиляционной системы. Давление составляет 20-70 Па.
  6. Предел устойчивости дверей к огню равен минимум 60 мин. Если пассажирский лифт передвигается по общей шахте вместе с пожарным, то огнестойкость его дверей должна составлять такую же величину.
  7. Стены, крышу и пол изготавливают либо из полностью негорючих, либо из материалов категории Г1.
  8. Отделка для стен и потолка по горючести соответствует группе минимум Г2, по воспламеняемости — В2, по дымообразующей способности — Д3 и по уровню токсичности во время горения — Т2.
  9. Облицовка полового покрытия имеет такие требования: горючесть — Г3, распространение огня — РП2, дымообразующая способность — Д3, токсичность — Т2.
  10. Важно, чтобы в кабине было устройство, которое сигнализирует о ее перегрузке.

Габариты пожарных лифтов

При монтаже специализированного оборудования учитывается вероятность перевоза разных групп населения, в том числе инвалидов и людей на носилках. Обычно кабина ЛТПП проходная. Она может поднимать груз от одной тонны. Ее ширина и глубина равна 110х210 см.

Если такой лифт уже присутствует в здании, то допускается к использованию также пожарный подъемник с меньшим уровнем грузоподъемности — 630 кг. В таком случае габариты кабины составят 110х140 см (ширина и глубина соответственно), а дверной проем — минимум 80 см.

Управление пожарными подъемниками во время спасательной операции

  • Исправное пожарное оборудование позволяет подразделению спасателей подняться с нижнего на самый последний этаж за одну минуту.
  • На каждом этаже должен присутствовать лифтовой холл, имеющий противопожарную защиту.
  • Система управления, а также сигнальные аппараты, находящиеся на этажах, могут работать при температуре 0-65 градусов по Цельсию на протяжении двух часов и более.
  • Остальные электроприборы для подразделений спасателей, которые располагаются снаружи пожарозащищенного холла, способны функционировать при температуре не более 40 градусов.
  • Чтобы обеспечить работу лифтового оборудования при полном отключении электричества, монтируется механизм для резервного снабжения электроэнергией. Для его размещения выбирается зона, защищенная от огня.
  • Электрокабели, обеспечивающие основное и резервное снабжение, оснащаются защитой от пожара, отделяются друг от друга и от остальных проводов.

Возможно Вас интересует:

Обзор лифтов Doppler

Обзор лифтов Kone

Обзор лифтов OTIS

^