
Виды обслуживания лифтов
Практически в любом здании, где есть более 5-и этажей, устанавливают лифт. Так как им пользуются регулярно и по нескольку раз в день, механизм может периодически ломаться. Чтобы избежать внезапной поломки, необходимо регулярно делать проверку и обслуживание. Диагностика лифтового оборудования, ремонт и замена некоторых деталей способствуют поддержанию механизма в исправном состоянии.
Общие разновидности обслуживания
В «Правилах устройства и безопасной эксплуатации лифтов» установлены определенные требования к конструкции, состоянию и обслуживанию лифтовых систем. Регулировка и наладка оборудования выполняется в согласии с паспортными данными и техническими условиями. Различают следующие виды обслуживания:
- Техническое. Это комплекс работ, направленных на поддержание лифтов в исправном рабочем состоянии. Мастера должны периодически осматривать и проводить диагностику механизмов с целью обнаружения и устранения неисправностей.
- Технический осмотр. Цель проверки состоит в подтверждении соответствия оборудования всем нормам безопасности при эксплуатации. Осматривают лифт перед тем, как ввести его в эксплуатацию, а затем каждые 12 месяцев.
- Обследование экспертами. Специалисты обследуют объект, чтобы решить, продлевать ли срок работы электрооборудования, модернизировать, отремонтировать или же заменить его.
Система мероприятий по техобслуживанию
Чтобы предупредить износ деталей и содержать механизм работоспособным, в ХХ веке на протяжении десятков лет существовала система планово-предупредительных ремонтов (ППР), в которую входило периодическое обслуживание, текущие ремонтные работы, а также восстановительные.
Однако из-за большого количества плановых капремонтов и экономической нецелесообразности более 30 лет назад, в 1990 году, была создана новая система, в которую входит проведение таких мероприятий по техобслуживанию:
- ЕРР (ежесуточные регламентные работы) для всех подъемников, подключенных к объединенной диспетчерской системе;
- РР (регламентные работы) для тех же лифтов, выполняются через каждые 10 суток;
- ТР-0 (внутримесячный текущий ремонт) выполняется два раза в месяц на лифтах со шпингалетно-ригельными замками;
- ТР-1 (ежемесячный текущий ремонт) осуществляется в первые 6 месяцев эксплуатации оборудования в недавно построенных зданиях;
- ТР-3 (ежеквартальный текущий ремонт) выполняется на всех подъемниках раз в квартал;
- ТР-6 (полугодовой текущий ремонт) осуществляется на всем лифтовом оборудовании раз в полугодие.
Что включается в техобслуживание лифта?
Обычно срок эксплуатации таких механизмов составляет четверть века. За это время специалисты не раз проводят техобслуживание, в которое включается:
- плановая диагностика лифтового оборудования, как механического, так и электрического;
- профилактика каждый месяц;
- круглосуточное аварийное обслуживание;
- помощь в случае, если кто-то застрял;
- налаживание, регулирование, смазывание деталей и очистка;
- проведение текущего и капитального ремонта;
- модернизация.
Чтобы люди и грузы были в безопасности, хозяину подъемника необходимо постоянно контролировать его состояние и соблюдать правила пользования. На лифтерах и обслуживающем персонале лежит обязанность поддерживать шахту, кабину, машинное и блочное помещение в чистоте и порядке. А обслуживающая организация будет выявлять неисправности в работе и устранять их.
Периодичность проведения обслуживания
Владелец лифта обязан следить за тем, в каком состоянии находится оборудование, а также за исполнением правил его эксплуатации. На лифтерах и другом персонале лежит ответственность за поддержание устройства в чистоте и порядке. Как только будут выявлены какие-либо неисправности или нарушения в режиме работы, важно сразу же уведомлять об этом обслуживающую организацию.
Комплексное техобслуживание проводится по мере необходимости. Однако даже если в работе подъемника нет никаких дефектов, на ответственной организации лежит обязанность проверять объект, осуществлять визуальный контроль и диагностику механизмов конструкции не реже 1 раза в месяц.
Каждый вид обслуживания лифтов имеет свою периодичность. Например, первичный осмотр проводят сразу же после того, как лифт был установлен и перед тем, как его введут в эксплуатацию. Он включает в себя проверку главных деталей механизма и динамичные испытания.
Периодический технический осмотр еще называют дежурным. Он выполняется один раз в два года. При этом тщательно проверяется, в каком состоянии находятся заводские таблички, техническая документация, есть ли разрешения на эксплуатацию (техническое обслуживание) и ремонт, а также соответствует ли подъемник чертежу.
Этапы технического освидетельствования
- Изучаются эксплуатационные, конструкционные (проектные) и ремонтные документы.
- Анализируются условия и режим использования оборудования.
- Проводится осмотр.
- Осуществляются испытания, неразрушающий контроль (если это предусматривается нормативами и эксплуатационными документами).
- Оценивается техническое состояние.
- Определяются условия и срок дальнейшего использования.
Что входит в регламент работ текущего ремонта?
В работы, проводимые ежемесячно (ТР-1), входит:
- определение того, насколько точно кабина останавливается на этажах;
- контроль уровня масла гидрогенератора либо редуктора основного привода;
- осмотр состояния шахтного ограждения;
- проверка работоспособности пожарной сигнализации;
- регулирование работы автоматических и неавтоматических замков, а также дверных контактов;
- определение того, в каком состоянии находится канатоведущий шкив;
- замена, если нужно, элементов освещения;
- смазывание и очищение дверей;
- проверка обшивки и наличия списка правил пользования внутри кабины;
- проверяется состояние балансирной подвески кабины;
- диагностика панели управления и вызова диспетчера;
- осматривается оборудование, расположенное на верхней балке кабины в шахте.
В каких ситуациях необходим внеочередной техосмотр?
- Когда установка вводится в использование после проведения капитального ремонта либо модернизации основных узлов.
- Когда лифт монтируют на новом месте.
- При завершении граничного срока эксплуатации.
- Если устройством не пользовались в течение одного года или более.
- При авариях или повреждениях.
- Если установка не работает в результате износа, трещины, неисправностей конструкции.
В каких случаях осуществляется экспертное обследование?
Для продления срока эксплуатации подъемника нужно экспертное обследование. В результате уполномоченный орган выдаст заключение, в котором может быть указана необходимость проведения ремонта или замены определенных деталей. Вот в каких случаях проводится данный вид обслуживания:
- при окончании допустимого срока пользования;
- когда произошла авария или повредились основные системы в результате чрезвычайных ситуаций;
- если в результате осмотра были выявлены трещины либо деформации.